Игротека

 МДОУ "ЦРР-детский сад № 102"

г. Магнитогорска

для детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата

Игротека

 

Назад

 

ПРОФИЛАКТИКА  И СНЯТИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЦП

 

Море

Предлагаем ребенку вместе с педагогом нарисовать необычную картину, нарисовать не карандашами и красками, а руками. Под музыку волн педагог рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими  движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой в воздухе рисуются маленькие волны, сцепленные в замок руки рисуют большую волну) По волнам плывут дельфины (волнообразные движения всей рукой вперед) Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой (поочередные волнообразные движения рук).За ними плывут дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед) Они ныряют вместе и поочередно (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук) Вот так двигаются их хвостики(каждый палец поочередно совершает волнообразные движения) Вместе с дельфинами плавают медузы(руки сжаты в кулаки, резко разжимаются) Все они танцуют и смеются(вращение рук в лучезапястных суставах)».

Ковер-самолет

Исходная позиция – лежа на спине. Педагог поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают…Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера…Постепенно наш ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате(пауза)…Потягиваемся, делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Упражнение выполняется под музыку. После упражнения можно предложить детям нарисовать увиденную во время «полета» внизу картину.

Снеговик

Предложить детям представить, что они лепят снеговика: имитируют, как лепят нижний ком, средний, голову, руки, надевают ведро на голову, вставляют морковку вместо носа. На дворе мороз, снеговик твердый, как замерзший снег. Но вот пришла весна, стало припекать солнце, у снеговика стало портиться настроение и он начал таять. Первой «тает» и повисает голова, затем опускаются руки, плечи, подтаивают ноги. В конце упражнения дети опускаются на пол, изображая лужицу воды, они должны полностью расслабиться. Пригрело солнышко, вода в луже стала испаряться  и превратилась в легкое облачко (дети медленно поднимаются и плавно двигаются). Дует ветер, гонит облачко по небу.

Огонь и лед

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение лучше выполнять лежа. По сигналу «огонь» под музыку дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность, интенсивность движения каждый ребенок выбирает произвольно. По сигналу «лед» дети застывают в позе, в которой их застиг сигнал, напрягая все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Разноцветные самолеты

Ребенок держит большой шифоновый платок за соседние углы большим и указательными пальцами, вытянув руки вверх над головой и натянув платок

подобно крыльям самолета. Затем ребенок встает на цыпочки, чем меньше ребенок, тем важнее попросить его это сделать. Педагог стоит позади ребенка, ухватившись за два других угла платка и натянув платок так, чтобы над ребенком получилась «крыша», параллельная потолку. «Ты у нас --первый самолет. Когда зазвучит музыка, я отпущу платок, и ты полетишь, расправив крылья. Когда музыка стихнет – ты приземлишься на взлетной полосе ».

Маленький зверек

Каждому ребенку предлагается небольшая поролоновая губка. Педагог говорит: «Возьмите губку, сядьте на пол, снимите обувь. Поставьте губку на короткую сторону. Представьте себе, что губка – это маленький зверек, который упадет от страха, если вы не будете осторожными…». Детям предлагается коснуться губки-зверька пальцем руки, ноги, локтем, кончиком носа, лбом и т.д. так, чтобы она не упала. Упражнение выполняется под музыку.

Колыбель

Дети становятся вокруг расстеленного на полу одеяла. Педагог предлагает игру, в которой каждый ребенок покажет, как он может быть сильным и нежным. Один ребенок ложится на одеяло посередине (пожеланию закрывает глаза или нет), остальные берут одеяло и крепко держатся за углы обеими руками. Когда все готовы, включается колыбельная музыка. Одеяло приподнимают и плавно качают своего товарища. Дети смотрят друг на друга и стараются в течение 30 – 60 секунд раскачивать одеяло в общем ритме. По окончании времени медленно останавливают «колыбель» и аккуратно опускают одеяло на пол. Нужно дать возможность всем детям побыть в роли «малыша в колыбели».

Дыхание монаха

Упражнение оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

Дети стоят, ноги на ширине плеч, ладони обращены вперед. Во время быстрого глубокого вдоха свободные руки подтягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки медленно, синхронно со звуками «ма-мо-мэ-му»

                                                  Театр прикосновений

Ребенку предлагают свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Упражнение проводится под спокойную музыку. Педагог объясняет:

«Нужно прикоснуться к лежащему ребенку нежно и осторожно, необычным образом (педагог показывает образец прикосновений)». Можно прикасаться пальцами, кулачками, локотками, ребром ладони, делать поглаживающие движения, движения с легкой вибрацией и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Кораблик в опасности

Педагог предлагает детям встать в круг, держась за руки. Один ребенок становится тонущим «корабликом», встает в центр круга, надевает повязку на глаза.

Педагог говорит «кораблику»: «Мы все представляем, что ты - маленький кораблик», который попал в шторм темной ночью и не знает, где же ему найти спокойную гавань. Шторм ревет. Волны бросают кораблик из стороны в сторону. Маленькому кораблику ужасно страшно!

К счастью в гавани есть один ребенок, который очень хочет спасти кораблик. Он все время повторяет имя кораблика, зовет его в ночи. И ветер помогает ему: он доносит до кораблика голос ребенка, и штурман знает, в каком направлении находится безопасная гавань.

Теперь кораблик начинает искать гавань…

Когда кораблик находит гавань – своего спасителя, то спаситель становится корабликом и теперь ему завязывают глаза.

Дети идут по кругу и говорят: «Кораблик, кораблик не знает пути, нам надо, нам надо кораблик спасти». Потом они останавливаются, и  новый спаситель начинает повторять имя кораблика, пока тот пытается найти его. Остальные дети в кругу молчат и следят, чтобы кораблик не вышел за пределы круга.

Капли дождя

Дети встают в колонну по одному и кладут руки на плечи того, кто стоит впереди, образуют круг, руки при этом остаются на плечах. Дети начинают двигаться, медленно, на цыпочках.

Педагог: «Представьте, что начинается моросящий дождик. Пусть ваши руки станут маленькими капельками дождя, их очень много, они падают с неба: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто идет перед вами… А теперь дождик усиливается  и капли дождя стали больше и тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Если вы прислушаетесь, то услышите шум дождя… Представьте, что дождь стал еще сильнее: быстро постукивайте ладошками по плечам… Дождик постепенно утихает: барабаньте кончиками пальцев… Дождик почти совсем прекратился: очень нежно касайтесь кончиками пальцев…Дождик совсем закончился, и наши ручки отдыхают. Вытяните руки вверх над головой и представьте, что руками вы маните и зовете солнышко, которое, уже появляется из-за туч и облаков. »

     Таким образом, деятельность педагога-психолога в работе с детьми, страдающими ДЦП, характеризуется различным содержанием, в том числе профилактикой и коррекцией психоэмоционального напряжения. Большая роль в данной работе принадлежит продуманной и грамотно выстроенной системе коррекционно-развивающих игр для детей с ДЦП.

 

 

Назад

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»